Сомневаясь о смысле
(Анти-) Общественная деятельность?
By Иван Курманов <ik@ahinea.com>, Sun, 06 Apr 2003 01:35:00
Читая вчера Джоела Спольски, "Building Communities with Software" и сегодня Ellen Ullman "Close to the Machine", остро встал вопрос смысла моей работы. Встал вопрос конечного смысла моей работы. Сейчас моя основная профессия - инженер.
Кто-то (кажется, это был кто-то из GreenPeace) утверждал, что ни одно еще изобретение человечества не принесло людям добра. Это крайняя точка зрения, но действительно: многие изобретения человества приносят людям вред. Люди используют технологии чтобы сделать свою жизнь проще и легче, но "легче и проще" не обязательно значит "лучше". Легкая и простая жизнь далека от природы. А использование технологий (даже в мирных целях) имеет малопредсказуемые вредные побочные эффекты.
Люди используют технологии себе во вред.
Технологии соблазнительны, но люди редко осознают опасности этих соблазнов. И здоровый 25-ти летний мужчина привычно садится в машину, чтоб проехать 300 метров в ближайший продуктовый магазин.
Технологии постепенно приводят к тому, что люди толстеют и перестают встречаться. Email приводит к тому, что люди перестают разговаривать друг с другом по телефону. Само по себе это еще не страшно, но это часть тенденции.
В частности, злоупотребление технологиями разрушает социальное поведение.
Исследования показывают, что средний американец за последние годы стал меньше общаться (в живую) с друзьями и родственниками. Для многих жизнь свелась к циклу: работа - телевизор - сон - работа.
Если я разрабатываю технологии, как делать это так, что бы способствовать социальному поведению, а не разрушать его? Можно ли действительно делать технологии так, чтобы они способствовали социальному поведению? И надо ли это делать?
Об этом (в частности) статья Джоела Спольски, об этом книга Ellen Ullman, об этом и The Social Life of Information. Причем SLOFI и Элен Улльман в основном ставят вопросы, а Джоел Спольски пытается и отвечать:
Как в любом другом [...] деле, исходные проектные решения (design decisions) играют решающую роль. Включите в баре громкую музыку и люди не смогут там разговаривать. [...] Сделайте кафе тесными, как фирма Starbucks, и люди будут брать свой кофе и уносить его в свои тесные комнаты... Когда вы что-то делаете легким, люди начинают делать это чаще. Если вы делаете что-то сложным, люди делают это реже.