/ разное /

Книга про книгу про книгу…

Это краткое изложение статьи Филипа Гринспана «The book behind the book behind the book…».  В этом шедевре сатирическо-познавательного жанра Филип рассказывает, как писал и издавал книгу «Веб-сайты работающие на базах данных».

В дополнение к своей истории, Филип предлагает гипотезы о том, почему подавляющая масса компьютерной литературы — гадкая и паршивая.

В 1996 году Филип уже был взрослым и опытным человеком, имел успешный бизнес и несколько популярных в сети веб-сайтов. В этом же году крупное американское издательство Macmillan предложило Филипу написать и опубликовать книгу.

Cначала и сама идея написать книгу, и предложеная тема казались ему скучными.  Представитель издательства сказал, что на этом можно заработать 60 тысяч долларов.  Филип решил попробовать.

Начал он с того, что набросал черновой план.  Это перевернуло его отношение к теме — он понял, что тут есть что сказать.  Три года работы в этой области и 50 вебсайтов научили его чуть большему, чем пара трюков.

Контракт

Переговоры с издательством заняли три месяца.  Обычно авторы хватаются за первый предложеный контракт, с отчаянием. Филип начал с выяснения, а собственно, какую долю резонно требовать.  Издательство O’Reilly опубликовало свой стандартный контракт.  По нему автор получает 10% от того, что получает издательство, и ни центом больше.  Это примерно 5% от того, что платит за книгу обычный покупатель в книжном магазине.

Обычный контракт крупного издательства включает целую страницу условий, в которых автор получает лишь половину своей доли или вообще не получает.  Особые продажи, продажи со скидками, продажи книжным клубам, продажи на экспорт (из США), прямые продажи издательством, и так далее, и далее, и далее.  Общий смысл примерно такой: автор должен сказать спасибо, что издательство не берёт с него никаких денег за издание книги.

Самое ужасное в этих контрактах — это страховка от возможных судебных последствий.  Если вы написали правду о чём-то важном, то на вас подадут в суд, это само-собой разумеется.  Издательства не хотят ни за что платить в таких случаях. (Странно, да?) Так что вы берёте все расходы на себя, заранее.  Даже если издательство выйграет судебный спор, вы платите за услуги адвокатов.

Что остаётся делать автору?  Писать предельно ласково, даже о вещах которые он ненавидит.

«

«В программах замечательной и щедрой компании Майкрософт иногда случаются мелкие ошибки.  У некоторых людей возникают сложности с сохранением MS Word документа как “Текст с переводом строки”.  Вам следует пойти и купить новую версию Word’а; тогда, возможно, эти сложности исчезнут.»

»

Филип выторговал у издательства важное для себя право: право опубликовать книгу на своём веб-сайте.  Но пришлось согласиться с большинством их условий.  Аванс, который предложило издательство, был смешон по сравнению с цифрой 60 тысяч.  Но к тому времени Филип уже просто влюбился в идею книги и решил написать её всё-равно.

Писание

Так за что же всё-таки издательства получают свою львиную долю дохода от продаж книги?  За то, что не дают автору покоя.  Они бесконечно теребят автора и требуют, чтобы тот продолжал писать.  В контракт включается пункт, по которому издательство штрафует автора на 1000 долларов за каждую неделю опоздания.  Каждые несколько дней кто-то звонит и напоминает, что от вас ждут очередную главу.

По контракту Филип обязался предоставить главы с первой по четвёртую 9 января 1997 года, главу одиннадцатую 13 февраля и последнюю пятнадцатую главу — 6 марта.  Филип закончил на 20 дней позже.  А если б не постоянное нытьё издательства, то проект, вероятно, занял бы на пару лет больше времени.

Однако, настроения это дело не поднимает.  Когда пишешь, то часто или вообще нет хороших идей, или ты не знаешь, как их сформулировать.  Когда вокруг столько прекрасного, бывает сложно убедить себя в необходимости писать про реляционные базы данных и CGI.  Филип был измождён, когда закончил писать.

Редактирование

Компьютерные книги делаются по технологии конвейера: вы пишете главу 7, когда главу 5 редактирует технический редактор, главу 3 вычитывает корректор, а глава 2 уже в вёрстке.  Так что редактирование проходило параллельно с написанием рукописи.

Филип хотел писать книгу в своём любимом редакторе — в Emacs, но издательство требовало использовать Microsoft Word.  Весь процесс взаимодействия полагался на возможность Word’а отслеживать редактирование документа и показывать все изменения между версиями, кто и когда их сделал.

Однако не только технология нужна для успешной совместной работы людей над текстом.  Филип хотел написать книгу для умных людей, достаточно содержательную даже для выпускника MIT.  Но написать так, чтобы книгу могли понять и люди без компьютерного образования и опыта программирования. Издательство хотело получить книгу, которую будут хорошо покупать.

Их пугала мысль, что кто-то может купить книгу и почувствовать себя дураком.  Риск того, что образованый читатель заскучает, не стоил и гроша.

Далее, издательство хотело сделать книгу потолще.  Например, они предлагали вставлять скриншоты, по поводу и без.

Издательство было категорически против использования сомнительной лексики в тексте книги, не говоря уже об её заглавии. (Изначально Филип хотел назвать книгу «How to be a WEB WHORE just like me», что буквально означает «Как быть ВЕБ ШЛЮХОЙ, подобно мне».)

Сердитое отступление: почему компьютерные книги — говно?

Во-первых, потому что издатели мало платят авторам.  Если я действительно что-то знаю о том, как делать веб-сайты, то нафиг мне писать книгу, когда я могу зарабатывать $1000 в день в качестве консультанта?  А если я в жизни не написал ни одной строчки SQL, то я — почти идеальный кандидат на роль автора книги о базах данных.

Во-вторых, они огромны.  Они полны скриншотов, иконок вроде болта с гайкой возле каждого абзаца с техническими подробностями, и бесконечного перечисления «фич».  В своё время Филип не нашёл ни одной подходящей книги о Windows NT размером меньше 1200 страниц.

В-третьих, часто вместо рассказа об общих принципах и логике, авторы разжёвывают подробности какой-то одной системы.  Книга с названием «Как делать крутые базы данных для веб» на самом деле будет посвящена тому, как это делать с помощью Microsoft Access и WebSite 1.1. (Оба инструмента — экстремальная экзотика для веб-разработчика.)

В-четвёртых, даже об откровенно уродливых сторонах компьютерных программ они говорят с завидным энтузиазмом. (А такие стороны есть у всех программ. Почти.)

В конце концов, всё может было бы не так плохо, если бы издатели читали то, что они издают.  Если бы они пытались разобраться, где хорошая книга, а где — хлам.  Они платят 10 неудачникам, чтобы те написали 10 говняных книг на одну и ту же тему (типа «как программировать на HTML») и платят каждому из них по $10,000.  Потом это всё вываливают в книжные магазины.  А публика пытается разобраться, где есть хоть что-то стоящее.  Всё это вместо того, чтобы заплатить $50,000 тысяч хорошему писателю и потом активно продвигать его книгу.

Вернёмся к истории Филипа Гринспана и его книги.

Маркетинг

Несмотря на усилия автора, издательство оформило книгу в стандартной манере для всех компьютерных книг.  Мягкий переплёт, яркая обложка; на обложке, кроме заглавия и имени автора — много прочего текста.

Когда в конце концов книга вышла, оказалось, что купить её почти невозможно.  В крупных магазинах о ней не слышали.  В малких — и не хотят слышать.  В книжных магазинах Barnes & Noble книга попала в отделы о компьютерных сетях.  Обычно книги в этих отделах имеют отдалённое отношение к интернету и не имеют никакого отношения к базам данных или созданию веб-сайтов.  Ни один известный Филипу магазин не выставил книгу на видное место на витрине.  Сайт Macmillan усугублял разочарование, представляя книгу наиболее бледным способом из возможных.

Единственное, что сделало издательство для того, чтобы книга действительно могла найти своего читателя — это рассылка ста бесплатных экземпляров.

Другое дело — Amazon.com. Во-первых, отзывы осчастливленых читателей.  Во-вторых, авторы и издатели могут добавить дополнительные комментарии о книге.  Автор может заполнить анкету-интервью.  Всё это — дополнительные возможности для того, чтоб заинтересовать потенциальных покупателей.  Через некоторое время книга Филипа вошла в 500 самых продаваемых на amazon.com.

Тут, однако, издательство решило расформировать весь отдел компьютерной литературы.  Тираж книги остановился на 8,000 экземплярах, но автору вернули права на её переиздание.

Новая книга

Так что Филип нашёл другого издателя.  Он подписал контракт с конторой Моргана Кауфманна.  В этой фирме работало всего 35 человек; автор книги был для них на первом месте; они не издавали книг типа «DOS для дебилов»; и они действительно собирались продвигать книгу.  А самое главное, все, кто знал Моргана Кауфманна, были о нём хорошего мнения.

Вместе с Морганом Кауфманном и его людьми, в 1999 году Филип издал новую редакцию книги под названием «Philip and Alex’s Guide to Web Publishing».  На amazon.com она поднялась до 92 пункта в списке самых продаваемых.

*   *    *

Ссылки: